Снижение цен на московском офисном привело к росту интереса компаний к покупке офисных помещений для собственного пользования (неинвестиционные сделки), утверждают аналитики консалтинговой компании Jones Lang LaSalle.
В обзоре отмечается, что долгосрочная аренда офисных площадей традиционно считается для компаний более выгодным и менее рискованным вариантом. Однако в условиях кризиса, который привел к ценовой коррекции и росту предложения о продаже офисов неинвестиционные сделки становятся все более привлекательными.
Эксперты объясняют это тем, что покупатель офисного помещения получает ряд дополнительных преимуществ: возможность использования офиса в качестве залога, потенциальный рост стоимости помещения, отсутствие риска изменения условий аренды, контроль над зонированием и функционалом помещения.
В середине марта компания "МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость" сообщала, что 90 процентов общего объема спроса на офисном рынке столицы составляют потенциальные арендаторы, на долю покупателей приходится лишь 10 процентов. В докризисный период соотношение аренды и продажи в данном сегменте составляло 65 процентов к 35 процентам.
Основной причиной, по которой владельцы помещений снимают объекты с продажи, отдавая предпочтение их сдаче в аренду, эксперты называли расхождение в позициях продавцов и покупателей относительно цены.
По данным консалтинговой компании RRG, с мая 2008 года по май 2009 года "продажная" стоимость офисных помещений в центре Москвы снизилась на 37 процентов, за пределами Садового кольца — на 26 процентов. Газета "Ведомости" сообщала, что кризис снизил стоимость рекордной сделки на рынке офисов: немецкий фонд KanAm GrundKapitalanlagegesellschaft заплатит корпорайии "Открытие" за бизнес-центр Vivaldi Plaza не 900 миллионов долларов, а на 20-25 процентов меньше (675-720 миллионов долларов).
По информации аналитиков RRG, за последние месяцы количество предложений о продаже офисной недвижимости в Москве значительно выросло. В апреле в столице на продажу было предложено 518 офисных объектов. Их общая площадью составила примерно 1,6 миллиона квадратных метров, а общая стоимость — около восьми миллиардов долларов.
Эксперты отмечают, что рост предложения по продаже офисных помещений напрямую связан с финансовым кризисом. Если год назад владельцы крупных объектов предпочитали использовать помещения для арендного бизнеса, то сейчас снижение доходов от аренды с одной стороны, и потребность в свободных средствах другой стороны, вынуждают их выставлять объекты на продажу.