В Госдуму внесен законопроект, благодаря которому должна упроститься процедура оформления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Сегодня при покупке квартиры или жилого дома процедуру государственной регистрации приходится проходить дважды: сначала регистрируется договор купли-продажи, а затем - переход права собственности от продавца к покупателю.
- Такое "перестраховочное" требование было актуальным в 90-е годы, - пояснил "Российской газете" автор законопроекта, председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. - Законодательство, обеспечивающее правовые условия для гражданского оборота недвижимости, тогда еще только формировалось. И все мы помним, что при совершении сделок с жилыми помещениями люди сталкивались с многочисленными случаями мошенничества. В настоящее время система государственной регистрации прав позволяет обеспечить защиту прав граждан при продаже и покупке жилья. В то же время сохранившееся требование о регистрации договоров купли-продажи жилых помещений приводит к неопределенности правового положения участников сделки на период после подписания соответствующего договора и до государственной регистрации права.
Кроме того, "двойная" регистрация требует от людей "двойных" затрат - и времени при стоянии в очередях, и денег, особенно если для ускорения процесса приходится прибегать к услугам посредников-коммерсантов.
Поэтому законопроект предлагает исключить требование о государственной регистрации договоров купли-продажи жилья, сохранив одновременно действующие требования о государственной регистрации перехода прав на любой объект недвижимости, в том числе жилого назначения. Таким образом, новый законопроект, уверен Павел Крашенинников, снимет "излишний административный барьер для гражданского оборота жилой недвижимости".
Вторая поправка, прописанная в законопроекте, касается времени ожидания, когда уже все необходимые документы собраны и сданы в регистрационную палату. "Излишне продолжительные сроки государственной регистрации - это хорошая почва для проявлений коррупции. К тому же существенно ограничивается гражданский оборот недвижимости", - говорит депутат.
Поэтому законопроект предлагает сократить срок госрегистрации прав граждан на объекты бытового назначения до 10 рабочих дней, а общий срок для всех иных случаев государственной регистрации до 15 рабочих дней.
- Что касается отмены "двойной" регистрации, тут законодатель движется в правильном направлении, - заявил "Российской газете" член Национального совета Российской гильдии риелторов Михаил Гороховский. - Существующий "двойной" порядок, мягко говоря, вызывал недоумение у риелторов и к тому же создавал дополнительные сложности при проведении сделок с недвижимостью. Хорошо, что законодатели последовали пожеланиям участников рынка недвижимости.
Если же говорить о втором предложении - сокращении сроков регистрации, надо понимать, что это отнюдь не механическая процедура. На практике нередки случаи, когда регистраторы, проверяя поданные документы, вылавливают и ненамеренные ошибки, и попытки мошенничества. Поэтому, по-моему, правильнее было бы разрешить регистраторам сокращать сроки, но оставить и возможность временного "люфта" для скрупулезной проверки, если в том возникнет необходимость.
И, наконец, самое главное. Помимо "косметической" шлифовки законодательства нужно работать и над реально существующими весьма серьезными проблемами. По нашим данным, сегодня порядка 80 процентов сделок на рынке оформляются с указанием заниженной стоимости недвижимости. К этому подталкивает действующая система налогообложения. В результате большинство сделок непрозрачны. Если говорить по-крупному, наше государство сегодня практически не защищает права добросовестного приобретателя. Известны многочисленные случаи, когда продавец оспаривал правомочность совершенной сделки, через суд добивался расторжения договора купли-продажи. И в результате добросовестный приобретатель терял и жилье, и деньги. При этом ответственности не нес никто - ни риелтор, ни нотариус, ни государственный регистратор. Такая ситуация не способствует стабильной работе рынка, что создает дополнительные препятствия при выполнении национального проекта по доступному жилью.