Небоскребы уже давно стали неотъемлемой частью пейзажа любого мегаполиса мира, однако строители высотных зданий нередко сталкиваются с протестами горожан. Как правило, противники высоток говорят об испорченных исторических видах и просят перенести проект в другое место. А вот девелоперы офисного небоскреба в лондонском Сити в конце августа стали получать достаточно нестандартные жалобы: оказалось, что из-за непредусмотрительности архитекторов здание буквально поджаривает все вокруг. На пути застройщиков высотных объектов порой возникают и другие неожиданные препятствия, но это не мешает зданиям становиться все более экологичными и энергоэффективными.
Офисная зажигалка
Возводить бизнес-центр "Фенчерч-стрит 20" в деловом квартале британской столицы компании Land Securities и Canary Wharf начали в 2009 году. Первоначально планировалось, что 200-метровая башня стоимостью 200 миллионов фунтов стерлингов будет введена в эксплуатацию в 2011 году, но градозащитники добились снижения высоты до 160 метров, и срок сдачи объекта передвинулся на 2014 год. Согласно проекту уругвайского архитектора Рафаэля Виноли, в здании будет насчитываться 37 этажей, на трех последних разместятся сад под открытым небом и общедоступная смотровая площадка.
В целом до последнего времени стройка особых неудобств никому не доставляла. Претензии посыпались на девелоперов после остекления фасадов. Первыми на небоскреб пожаловались прохожие, ослепленные яркими отражающимися солнечными лучами и почувствовавшие себя "муравьями, которых поджаривают через лупу" (цитата по The Daily Mail). Дело в том, что северная и южная стороны здания представляют собой вогнутые поверхности, тогда как восточная и западная - выпуклые (из-за своих форм небоскреб получил прозвища Walkie Talkie, то есть рация, и The Pint - пивная кружка). В итоге первые действуют как сферическое зеркало, фокусирующее лучи на землю.
Застройщики поспешили заявить СМИ, что не получали никаких жалоб, но, как вскоре выяснилось, "солярий" посреди Сити представляет собой вполне реальную опасность. Хозяин грузовичка Vauxhall Vevaro Эдди Кэннон, оставивший свой автомобиль на улице Истчип, по возвращении обнаружил, что левая половина кузова в буквальном смысле расплавилась под воздействием лучей от Walkie Talkie. Пострадали также приборная панель и пластиковые элементы интерьера. На следующий день аналогичная участь постигла бизнесмена Мартина Линдси, владельца куда более дорогой машины Jaguar XJ. К этому моменту строители уже были в курсе происходящего, поскольку на лобовом стекле деформированного представительского седана Линдси нашел записку с контактами Land Securities и Canary Wharf. Компании принесли автовладельцу извинения и взяли на себя расходы на ремонт транспортного средства, оцененные почти в 1500 долларов.
Наконец-то взявшись за расследование, девелоперы установили, что максимально яркое и жаркое отражение происходит на протяжении двух дневных часов, когда Солнце находится под определенным углом к небоскребу. В этот период лучи падают на здание таким образом, что отражение фокусируется на конкретном участке улицы Истчип. Эксперимент одного из журналистов показал, что температура в этом месте достигает высот, позволяющих приготовить на сковороде яичницу.
Представители застройщиков утверждают, что уже через две-три недели траектория Солнца изменится и "испепеляющий" эффект значительно ослабнет. Во избежание повторения ситуации на здание планируется установить специальный защитный экран размером 4 на 15 метров или нанести на стекла "рассеивающую" пленку. Сейчас парковка для автомобилей на "горячем" участке запрещена, но от лучей продолжают страдать клерки, велосипедисты, у которых плавятся седла, и владельцы магазинов (на зданиях вздувается краска, трескается плитка, а в витринах портятся продукты; в одной из лавок даже воспламенился коврик на полу).
Удивительно, но это не первый случай, когда созданные Виноли здания оказываются огнеопасными. В 2010 году сообщалось, что солнечное отражение от спроектированного им отеля Vdara в Лас-Вегасе плавит пластиковые предметы возле бассейна. Чтобы минимизировать неудобства посетителей, владельцам гостиницы пришлось закупить зонтики большего размера и высадить вокруг бассейна дополнительные растения, в тени которых теперь укрываются отдыхающие. Судя по всему, печальный опыт не заставил архитектора отказаться от проектов с зеркальными изгибами.
Птичьи маршруты
С остекленными фасадами во многом связан и другой аспект высотного строительства - необходимость учитывать безопасность птиц. По словам орнитологов, пострадать от небоскребов пернатые могут несколькими способами. Во-первых, очень высокие здания нельзя возводить на путях миграции, так как они могут сбить птиц с толку. В 2011 году экологи напоминали об этом "Газпрому", который после отмены стройки на Охтинском мысе разрабатывал проект небоскреба в Лахте. Ученые заявляли, что штаб-квартира концерна помешает перелетным птицам, улетающим на зимовку из Лапландии. Впрочем, впоследствии они согласились с доводами застройщика, утверждавшим, что маршрут изменился еще в 1980-1990-х годах, когда при намыве территорий для жилищного строительства были засыпаны отмели, которые птицы использовали для отдыха.
Во-вторых, опасность в себе таят непосредственно стекла. Птица, например, может не заметить препятствие и разбиться или перепутать отражающееся в здании дерево с настоящим. Всего от столкновений со зданиями только в Северной Америке ежегодно погибает до миллиарда птиц.
Стандарты безопасного для птиц градостроительства есть во многих городах, в частности, в Чикаго, Торонто и Нью-Йорке. Один из наиболее подробных законов с конца 2011 года действует в Сан-Франциско. Для того чтобы птицы лучше различали стекла, на фасады предлагается наносить керамическое напыление, ультрафиолетовое покрытие, различные трафареты, экраны и сетки или применять матовое остекление. Эксперты указывают также на необходимость снижения интенсивности ночной подсветки высоток, которая дезориентирует птиц, и сокращения количества ветряных установок. Понятно, что безопасность пернатых требует дополнительных затрат, однако если принять меры на стадии проектирования, то они окажутся минимальными.
В тени
Учитывая размеры небоскребов, немаловажным фактором является отбрасываемая зданием тень. Она может как оказать влияние на ареалы проживания микроорганизмов и насекомых, так и привести к конфликту с собственниками соседних высоток. В 2010 году такой спор развернулся между владельцем Empire State Building Энтони Малкиным и девелопером Стивом Ротом, задумавшим построить 370-метровый небоскреб Penn Plaza в 275 метрах от исторического объекта.
Малкин пытался убедить горсовет Нью-Йорка, что новостройка навсегда изменит "открыточную" панораму Манхэттена и заслонит собой один из символов города. Чиновники его доводы убедительными не сочли и одобрили стройку, но "войну" в итоге все равно выиграл Empire State Building, поскольку в марте 2013 года Рот самостоятельно отказался от проекта Penn Plaza.
Попутный ветер
Несмотря на то что строительство небоскребов стало обыденным делом, подготовка любого, даже не самого масштабного проекта включает в себя десятки пунктов. Перед началом работ специалистам необходимо исследовать грунт и залегание подземных вод, розу ветров, сейсмическую обстановку в регионе, влияние здания на архитектурную и социальную среду города, воздействие высоты на здоровье находящихся в здании людей. Отдельно прорабатываются вопросы транспортной инфраструктуры, пожарной безопасности, меры по недопущению террористических актов и так далее.
Особое внимание в ХХI веке уделяется энергоэффективности и экологичности небоскребов. Некоторые современные здания способны полностью обеспечивать себя электроэнергией с помощью солнечных панелей и ветровых генераторов, при этом сами технологии крайне разнообразны. Шведские архитекторы, например, недавно представили проект небоскреба, полностью покрытого нитями из композитных материалов с пьезоэлектрическими свойствами. Эти нити способны за счет изменения структуры вырабатывать энергию даже при относительно слабом ветре. По словам разработчиков, "волосатыми" можно сделать и уже построенные здания.
В японских городах с ортогональной системой улиц применяется другой подход: установки на небоскребах подхватывают воздушные потоки, которые, двигаясь по прямым длинным улицам, разгоняются до больших скоростей. Оригинальную технологию собираются применить при строительстве башни Dynamic Tower в Дубае. Предполагается, что здание будет состоять из 80 этажей, каждый из которых будет независимо вращаться вокруг центрального стержня. Между уровнями установят горизонтальные ветровые турбины, которые совместно смогут производить до 1,2 миллиона киловатт-часов. Вместе с солнечными установками Dynamic Tower обеспечит энергией не только себя, но и пять соседних зданий.
Огромное количество привходящих факторов делает невозможным создание некоего типового небоскреба. Каждый проект архитекторам приходится разрабатывать практически с нуля, поэтому недочеты вроде фасадов Walkie Talkie будут возникать и в дальнейшем. С другой стороны, отчасти именно непрекращающиеся разработки способствуют применению в небоскребах самых новых материалов, технологий и дизайнерских решений, которые потом используются и в обычных домах.
Дмитрий Данилов