Очередной скандал в области культурного наследия на этот раз разразился вокруг Кругового депо Николаевской железной дороги в Москве, которое было возведено в середине девятнадцатого века по проекту архитектора Константина Тона. На настоящий момент оно является одним из старейших в России локомотивных депо.
В чём же сущность проблемы? Оказывается, для увеличения пропускной способности железной дороги возникла необходимость прокладки дополнительного пути для пригородных поездов. Руководство РЖД санкционировало снос летом 9 из 22 секций Кругового депо – якобы в соответствии с проектом "приспособления" памятника к современному использованию.
По уверениям "Архнадзора" проект был согласован с Мосгорнаследия, несмотря на то, что в Акте государственной историко-культурной экспертизы указывалось, что проект не соответствует разработанному экспертами предмету охраны памятника (предусматривает сохранение всего контура здания), а также требованиям Федерального закона "Об объектах культурного наследия".
Мало того, для реализации данного инвестиционного проекта строительства четвертого главного пути на участке Москва - Крюково в РЖД собиралось полностью ликвидировать здание. Этому воспротивились защитники исторического облика столицы.
Московская межрегиональная транспортная прокуратура констатировала "грубейшие нарушения законодательства" по итогам проверки сноса части Кругового депо Николаевской железной дороги, которую произвела компания ОАО "РЖД". В прокуратуре сделали вывод, что Мосгорнаследия разрешило незаконный снос 40% памятника культурного наследия.
Руководству дирекции по комплексной реконструкции железной дороги ОАО "РЖД" внесены прокурорские представления об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия. Предполагается, что материалы проверки будут направлены в Прокуратуру города Москвы для "дачи уголовно-правовой оценки действиям должностных лиц Департамента культурного наследия города Москвы".