Пословица "В гостях хорошо, а дома лучше" актуальна во все времена. Ведь наиболее комфортно мы чувствуем себя в том месте, которое обустроено под наши привычки и характер. И верно это по отношению не только к отдельным людям, но и к целым народам. В чем наше отличие от Америки, Японии и Европы, нам рассказали профессиональные дизайнеры.
В Японии, территориально небольшой стране, особенно ценится пространство. Ее жители склонны к минимализму и пренебрегают внешними эффектами. Вряд ли им по вкусу придется множество изящных мелочей, которые придают шарм французскому интерьеру. С японцами не согласятся австралийцы, привыкшие с детства к просторам, как в домах, так и на природе. А вот в Африке тяготеют к традиционному укладу быта, поэтому в оформлении местных жилищ особенно чувствуется этнический колорит.
Непохожесть менталитетов превращается в причудливое многообразие интерьеров. В каких же элементах дизайна наиболее ярко раскрываются национальные различия, а в каких, наоборот, проявляется близость народов? Чтобы разобраться в этом, сравним дизайнерские традиции, популярные у жителей США, Японии, России и скандинавских стран.
Личное пространство нации
Особенности менталитетов отражаются в организации жилого пространства. Так, прагматичные американцы стремятся к максимальной функциональности. Отсюда – столь частое объединение гостиной и кухни.
В скандинавском интерьере воплощена сдержанность, присущая представителям этих народов. Здесь главенствуют рациональность и лаконичность. Прямоугольные, просторные помещения обставлены самой необходимой мебелью. Скандинавский интерьер в этом отношении напоминает японский, в котором также много свободного места и мало предметов.
Японская эстетика утверждает принцип: "все лишнее безобразно". Пустота – вот что подчеркивает внутреннее изящество домашнего интерьера. Все вещи и утварь японцы обычно прячут во встроенных шкафах. А раздвижные перегородки, которые скрыты от посторонних глаз, помогают мгновенно преобразить официальные залы в уединенные покои.
Для наших соотечественников характерна "борьба" за каждый квадратный метр. Яркие этому примеры – созданные нами антресоли и полки на балконах. "У многих россиян все же первенствует желание расширить жилое пространство, и о декоре они думают во вторую очередь. В отличие от иностранцев, которые не были зажаты типовыми пятиэтажками и панельными башнями", – считает Юлия Михайлова, ведущий специалист архитектурного бюро "Арт де-факто".
Свет нации
К проблеме освещения жилья европейцы и американцы подходят по-разному. Рационалисты-американцы любят устанавливать в квартирах бра, которые дают эффект "точечного" освещения. Европейцы, напротив, голосуют за люстры, дающие яркий дневной свет.
Высота потолков в австралийских домах позволяет использовать замысловатые конструкции из стекла, хрусталя, фарфора или кованого железа. Многоярусные и многорожковые люстры – гордость хозяев дома.
Если же говорить о естественном освещении, то здесь очевидны кардинальные расхождения между европейской и восточной культурами. В давно минувшие времена свет в японские жилища поступал не сквозь окна, а через стены – "сёдзи", изготовленные из прозрачной белой бумаги. Так сохранялась гармония с природой, которой дорожит восточный человек.
Западный же интерьер сложно представить без окон. В европейских домах сейчас популярны большие конструкции. "В Скандинавии, например, им отдают предпочтение из-за нехватки природного света. Эта же тенденция наблюдается и в России, – добавляет Лев Минуллин, заместитель коммерческого директора группы компаний "Проплекс" (крупнейшего российского производителя оконного ПВХ-профиля по австрийским технологиям). – А в Австралии, где много солнца, в моде не только панорамные окна, но и стеклянные двери, стирающие границу между внутренним и внешним миром".
Национальная палитра
Цвета, которые предпочитают жители разных стран, много говорят о национальном характере. "На интерьер оказывает большое влияние географическое положение страны, – поясняет дизайнер Ольга Кондратова, директор дизайн-студии "ОК". – Как правило, люди, родившиеся в странах, где много света и тепла, любят использовать в интерьере сочные краски. Например, жители Африки часто прибегают к ярко-терракотовым, коричневым, желтым, песочным оттенкам в интерьере".
Теплые и радостные тона встречаются часто и в домах скандинавов, но по другой причине. Дефицит естественного солнечного света сделал популярными цветами в этих странах желтый, молочно-белый, бирюзовый, янтарно-желтый.
Любимые оттенки японцев – цвета родной земли. В них нет тропического буйства красок и холодной мрачности севера. Поэтому в местных интерьерах преобладают кремовые, бежевые и другие мягкие тона.
В цветовых предпочтениях американцев заметна преемственность, идущая со времен Старого Света. Например, мебель часто оформляется пестрым флористическим орнаментом, который был некогда популярен в Европе.
На цветовые пристрастия россиян во многом повлияло расположение страны на стыке Европы и Азии. Поэтому у нас часто смешиваются западные и восточные традиции. Забавно, что востребованность "восточного" (арабского, среднеазиатского) интерьера с его изобилием декора, мозаичными и плиточными вставками, драпировками также имеет национальные особенности. "Мы долго пытались понять предпочтения по регионам, – говорит Лариса Новикова, генеральный директор группы Kerama Marazzi, лидера российского рынка керамической плитки и керамогранита. – Одно время нам казалось, что на севере люди больше любят светлую плитку, а меньше продаются черные и контрастные, больше свойственные югу. Оказалось, что это не совсем так. Тем не менее юг, действительно, любит больше контрастные сочетания, а мусульмане предпочитают зеленый цвет".
Особенности национальных декоров
Ориентация американцев на научно-технический прогресс побеждает их прагматичность и экономность. Отсюда даже в декоре – дорогие современные материалы в стиле хай-тек.
Жители Скандинавии при оформлении дома также прибегают к помощи современных материалов: например, хромированного металла и стекла. При этом широко используются и природные материалы. Дощатые полы из светлого дерева, простая деревянная мебель – все это свойственно скандинавскому стилю.
В австралийских домах мирно сосуществуют грубоватая мебель 40-х годов, доставшаяся по наследству от старшего поколения, и современная эксклюзивная мебель от известных фирм.
Законодателями моды в декоре считаются французы. "Основная тенденция сегодня – стремление к стопроцентной натуральности, – говорит Владлен Сергиенко, генеральный директор компании "ФРмэйд", представляющей на российском рынке таких французских производителей мебели, светильников и аксессуаров, как Acrila, Atelier Medicis, Toplanska crystal. – В производстве мебели французы пытаются максимально использовать экологически чистые материалы. Это определяет и необычный, на первый взгляд, дизайн. Например, книжные полки, сделанные из необработанных стволов деревьев, столы на ножках из пеньков, ванная в виде полости, выбитой внутри огромного валуна".
В оформлении российских квартир, по словам дизайнеров, заметно стремление к уюту и эклектичности. В домах могут быть одновременно восточные ковры, классическая мебель английского стиля и кованые светильники из Марокко. Можно увидеть темно-коричневую классическую кухню в сочетании с современным рубленным итальянским диваном и этнической люстрой. "Вот пример достойного русского жилья в Москве где-нибудь на Большой Никитской: современные итальянские диваны, купленные внучкой, прекрасно смотрятся рядом с бабушкиным рижским столовым гарнитуром 1949 года; сервант 1960-х производства ГДР (где шпон освобожден от полировки и тонирован в цвет венге), превращенный в книжный шкаф, отлично сочетается с современным письменным столом и промышленным светильником над ним", – комментирует дизайнер Наталья Шевцова, руководитель салона "Интерьеры".
Даже в наш век глобализации и стандартизации дом все равно остается крепостью, в которую каждый стремится привнести уют, ориентируясь на свои вкусы и национальные традиции. Только обустроив жилище в соответствии с собственным мироощущением, мы можем почувствовать себя не в гостях, а именно дома.
Александра Ермакова