Тема контроля качества строительства в последнее время очень актуальна для России. Несмотря на принятие новых законов, регулирующих данный вид деятельности, готовый продукт в большинстве случаев не соответствует нормативным требованиям.
С начала тысячелетия в Санкт-Петербурге наблюдается настоящий строительный бум: по сравнению с 2003 годом уровень вводимого в строй жилья увеличился на 76%. При этом, по словам экспертов, до 90% строящейся недвижимости имеет те или иные отклонения в области качества. Причин этому несколько.
Не запрещено, значит можно
Главная проблема – правовая неразбериха, царящая в отрасли. За последние 17 лет в стране было принято великое множество неработающих законов и других нормативных актов, мертвым грузом висящих на шее строителей. Новый Градостроительный кодекс, принятый в 2005 году, тоже не вызывает у экспертов однозначной оценки.
«В новом Градостроительном кодексе часть нововведений являются успешными, а часть крайне неудачными. На мой взгляд, довольно удачны новые положения о территориальном планировании, а вот пункты, связанные с оценкой качества и организацией процесса строительства, требуют доработки», - говорит ведущий специалист Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Сергей Коноплев.
С 1 июля 2008 года в России будет отменено обязательное лицензирование строительной деятельности, а вся ответственность за качество готового продукта возложена на застройщиков. Несмотря на то, что система лицензирования, в основном, регулирует процесс документооборота, она также является элементом системы контроля качества.
«Одновременно прокуратурой Санкт-Петербурга оспорены все СНиПы и ГОСТы. На сегодняшний момент мы находимся практически в законодательном вакууме с точки зрения строительных норм и правил», - сообщил полномочный представитель президента Российской гильдии риэлторов по СЗФО Павел Созинов.
Несмотря на то, что каждая вторая квартира в городе сдается с какими-либо дефектами, покупатели не спешат отказываться от приобретенных объектов - до судов доходит минимальное количество дел. По словам риэлторов, пока цены на недвижимость будут расти астрономическими темпами, граждане останутся заложниками сложившейся ситуации. Сегодня многим новоселам приходиться вкладывать собственные средства для устранения недоделок: чтобы довести свою жилплощадь до ума, по самым скромным подсчетам, необходимо вложить 150-250 тысяч рублей.
Из чего строим?
Помимо отсутствия контроля за самим процессом строительства, государство постепенно снимает с себя ответственность и в сопутствующих областях. Так, в связи с изменениями в законодательстве РФ с 1 января 2007 года был отменен государственный надзор за производством строительных материалов, изделий и конструкций. Новые подзаконные акты снимают всякую административную ответственность с предприятий стройиндустрии за нарушения требований стандартов при их производстве. Это означает, что отныне нет никакой гарантии выпуска продукции в соответствии с требованиями нормативов. По мнению экспертов, отсутствие госнадзора способно побудить многих руководителей существенно сократить затраты на организацию контроля качества своей продукции, так как риск получения санкций со стороны государства за несоблюдение стандартов теперь отсутствует.
После вступления в силу поправок к пункту 4 статьи 9 Кодекса «Об административных правонарушениях РФ» организации, выполняющие инженерные изыскания и проектную работу, также были освобождены от государственного надзора. Теперь всю ответственность за применение строительных материалов несут одни строители.
«Это весьма спорный момент», - говорит Сергей Коноплев. – Можно привести десятки примеров, из которых видно, что застройщик не способен проверить качество строительных материалов, поступающих к нему на площадку. В принципе, строители не причем, а по закону они виноваты, что применили некачественные изделия».
Проверки Госстройнадзора, проводившиеся в 2007 году, показали тенденцию ухудшения управления качеством продукции при производстве: систематические отклонения от требований ГОСТов, плохо организованный входной и операционный контроль, отсутствие паспортов на сырье, низкий уровень квалификации лаборантов и технологов. Теперь все это стало головной болью исключительно строителей и покупателей недвижимости.
В сложившейся ситуации многие производители, объединяясь в профессиональные ассоциации, сами осуществляют контроль за качеством поступающих на рынок материалов. Для застройщика это своего рода «страховка», а компании-изготовители стройматериалов таким образом ведут борьбу с недобросовестными конкурентами.
Например, как сообщил заместитель директора ассоциации «Абетон» Юрий Федоров, учитывая развитие монолитного строительства, бетон сегодня является основным строительным материалом, но ни в ГАСН, ни в Комитете по строительству не существует подразделений, надзирающих за его производителями. Поэтому члены ассоциации взяли на себя контроль продукции, поступающей на стройплощадки.
«Когда в 2006 году мы начали проводить экспертизы, 20% бетона было некачественным. Только в этом году уровень брака упал до 15%. На объектах бюджетного финансирования эти показатели уже близки к норме», - говорит Юрий Федоров.
Раньше было лучше
Сегодня строители уповают на сертификацию как на инструмент регулирования отношений между заказчиком и исполнителем, так как другой альтернативы, по общему мнению, никто пока не предложил.
Практически все строительные фирмы и объединения сейчас работают над созданием собственных нормативных документов и уставов. Но это достаточно длительный процесс: на выработку адаптированных систем контроля качества организации приходится затрачивать несколько лет.
В этой ситуации Российский Союз Строителей начал рекомендовать к применению западную систему менеджмента качества ИСО-9000. В ближайшее время она будет в добровольно-принудительном порядке вводиться в большинстве строительных компаний. Но, по мнению Павла Созинова, сейчас трудно сказать, насколько она приживется в российских реалиях.
Основной эффект наличия сертификата соответствия заключается в повышении рейтинга фирмы. В некоторых регионах России, например в Москве и Московской области, работа на строительном рынке без него уже невозможна. Но, по мнению чиновников, сертификат еще не является гарантией качества производимой продукции, а служит лишь подтверждением того, что предприятие имеет возможность ее выпускать.
Специалисты видят единственный выход из сложившейся ситуации: государству следует вернуться к существовавшей до недавнего времени практике надзора за предприятиями строительной индустрии. На законодательном уровне это означает передачу соответствующим органам полномочий по контролю за производством строительной продукции и процессом возведения объектов недвижимости, а также внесение в Кодекс «Об административных правонарушениях» статьи о соответствующей административной ответственности за невыполнение требований ГОСТов.