Разбираем популярные рекламные обещания продавцов новостроек.
"Дешевое жилье для молодых семей"
Один мой знакомый недавно увидел рекламу, где предлагались "дешевые квартиры для молодых семей по цене комнаты", и немедленно отправился в Подмосковье искать упоминавшийся в объявлении жилой комплекс. Условия и правда казались крайне привлекательными: стоимость квартиры-студии (21 кв. м) - чуть более 1,5 млн. рублей (что действительно соответствует стоимости комнаты в некоторых районах столицы), а двушки (43 кв. м) - 2,75 млн. рублей. И это счастье - всего-то в 10 км от МКАД. Вдобавок обещались современные коммуникации, включая Интернет и спутниковое ТВ, охраняемая территория и прочие прелести современных жилых комплексов...
"Современный жилой комплекс" обнаружился на площадке посреди какой-то деревни - с романтическим видом из окон строящихся корпусов на чьи-то сараи и огороды. Но не это напрягло знакомого, подыскивавшего дешевое жилье. Как выяснилось, "квартира по цене комнаты" представляла собой бетонную коробку без какой-либо отделки. Чтобы довести ее до состояния возможности там жить, по прикидкам, предстояло затратить еще одну стоимость этой "квартиры-студии". Однушка на вторичке в тех же 10 км от МКАД в целом - с учетом всех затрат - обойдется явно дешевле.
По большому счету компания покупателей не обманывала. В рекламном проспекте мне удалось найти строчку, правда, большинству покупателей мало что говорящую: "отделка - под финишную". А это и означает пустую бетонную коробку с выровненными стенами и полом.
Так уж повелось еще в докризисные времена, что большинство застройщиков предлагают жилье, которое именно так и выглядит. Однако одно дело, если квартира покупается как инвестиционная, то есть попросту говоря в качестве сберкнижки, и торопиться с ремонтом особенно некуда. И совсем другое - если жилье нужно с банальной целью в нем жить, при этом необходимо уложиться в ограниченную сумму. В этом случае вариант, когда надо тратиться на "достройку" квартиры да еще в ожидании окончания ремонта платить за съемное жилье, вовсе не выглядит выгодным - что бы по этому поводу ни говорили менеджеры застройщика.
Кстати, в последнее время появились и новостройки "с отделкой" (это означает, что при большой необходимости в квартиру можно въехать сразу - а по мере появления денег уже сделать "косметику" по своему вкусу). Некоторые застройщики так или иначе начинают все-таки перестраиваться под нужды "посткризисных" покупателей, которые в большинстве своем заинтересованы в максимальной экономии.
"Дом построен, ключи - в день оплаты"
Можно увидеть и другие аналогичные рекламные завлекалочки (например, "Монтаж дома завершен"), смысл которых - убедить покупателя в готовности жилья и соответственно надежности покупки. И то правда, к недострою нынче отношение крайне настороженное.
Однако стоит иметь в виду: ключи от квартиры и свидетельство о регистрации права собственности на нее - вовсе не одно и то же. Полноценным владельцем квартиры вас не делают ни ключи от нее, ни даже произведенный там ремонт. А только - документы на право собственности.
Конечно, покупка квартиры в уже готовом доме менее рискованна, чем в доме, построенном до уровня первых этажей. Однако совсем исключить риск в этой ситуации нельзя - особенно если продажи ведутся по "серым" схемам. Не самая страшная, но самая характерная ситуация - затягивание оформления права собственности на конкретные квартиры на неопределенное время.
Более надежный вариант - когда дом не просто достроен, но и сдан госкомиссии. Это означает не только факт готовности новостройки, но и, например, то, что у застройщика законным путем получена земля и т.п. - то есть не возникнет проблем по документально-юридической части, которые могут затронуть и интересы покупателей.
"Лучшие цены в городе"
Эта реклама привлекла автора этих строк, поскольку речь шла о домах-новостройках в моем родном подмосковном городе. Вот только припомнить в нем микрорайон, в котором вроде как они находились, я так и не смогла.
Микрорайон нашелся... в двух остановках на электричке от указанного в рекламе города, причем в сторону удаления от Москвы. Неудивительно, что там оказались "лучшие цены"...
Кстати, это достаточно характерная ситуация для подмосковных новостроек с ценами ниже среднестатистического уровня. В рекламе указывается название ближайшего города, а сами дома обнаруживаются где-то в пяти - семи километрах, причем в таком месте, откуда общественным транспортом выбраться крайне проблематично, да и на машине не всегда легко.
Это пригодится
Что такое "оформление по 214-ФЗ"?
А вот эта строка в рекламе - плюс для покупателя. Означает она, что компания работает и заключает договоры "по-белому" - в соответствии с Законом "О долевом участии в строительстве". Договор инвестирования в этом случае проходит государственную регистрацию (что исключает мошенничества с продажей одной и той же квартиры нескольким лицам), а права дольщиков более-менее защищены законодательно. Как минимум при договоре, заключенном по 214-му закону, значительно повышаются шансы в случае чего вернуть назад средства, вложенные в строительство, а также получить предусмотренные законодательством неустойки, если сдача дома затягивается.
Кстати
Комплекс градостроительной политики и строительства Москвы открыл "горячую линию" для соинвесторов "замороженных" домов. Чтобы прояснить судьбу своего "недостроя", вы теперь можете позвонить по тел. (495) 739-02-39 (с 9.00 до 18.00 по будням).