Жильцы снесенного дома намерены обратиться в Верховный суд, а власти утверждают, что никаких компенсаций им не положено.
На месте их недавнего жилища строители уже копают котлован под будущую постройку.
- В моей практике такое случилось впервые, - признался корреспонденту "РГ" заместитель начальника службы судебных приставов Советского района Волгограда Вячеслав Курин. - До этого приходилось участвовать только в сносе незаконно построенных гаражей, а тут трехэтажный дом площадью почти 400 квадратных метров.
Маленький домик в поселке Тулака молодая семья Котумановых приобрела в 1981 году, а в 1990-м решила построить на своем же участке еще один дом, трехэтажный. Техпаспорт на него семья получила в 2000 году, а оформлять строение в собственность Надежда Котуманова начала только в 2003-м.
- Мне было отказано в связи с тем, что наш дом оказался в зоне застройки, - рассказывает Надежда Котуманова. - Ко мне приходили застройщики, сказали, что если нас всех расселять согласно нормам (а в одноэтажном домике Котумановой было прописано семь человек. - Прим. авт.), то слишком дорого выйдет. Нам предлагали некоторую сумму, но этих денег нам не хватило бы даже на покупку 100 квадратных метров жилья. Мы отказались. После чего нам сообщили, что проектом предусмотрено наше поместье не трогать и новые дома возводить в обход.
Однако в апреле 2007 года Надежда Котуманова получила на руки два судебных постановления: о полагающейся ей компенсации в сумме 1,3 миллиона рублей и о сносе ее дома, признанного построенным самовольно. Котуманова подала апелляцию в областной суд, который своим вердиктом приостановил решение суда районного и вернул дело на дорасследование. А тем временем семью начали буквально выдавливать из собственного дома, отключив воду, свет и газ.
- Мы были вынуждены перебраться из нового дома в старый, - продолжает Надежда Котуманова. - Участок обнесли огромным забором, оставили нам маленькую калиточку. Ее постоянно закрывали изнутри, и чтобы выйти со двора, мы были вынуждены стучать, и тогда нас выпускали.
В марте этого года Надежда Котуманова вновь получила на руки судебное решение о сносе своего собственного дома. Да-да, мы не оговорились, именно "собственного". Это право Котуманова начала оформлять с вступлением в силу дачной амнистии и в феврале этого года получила соответствующее свидетельство. В ответ на решение районного суда Котуманова вновь подала апелляцию на имя председателя областного суда. По иронии судьбы 1 апреля, в тот день, когда в присутствии судебных приставов начали разрушать дом Котумановых, областной суд принял решение о приостановке действия постановления о сносе дома. Этот документ Надежда Михайловна получила на руки 7 апреля - в день, когда от ее дома не осталось и остова…
На том месте, где сегодня возводится новый микрорайон, было четырнадцать частных домов. Почти со всеми жильцами застройщикам удалось договориться. Но не с Котумановой. Она категорически не согласна с тем, что ее дом признали самовольной постройкой, и готова дойти до Верховного суда.
Компания-застройщик, в свою очередь, предлагает Надежде Котумановой пойти на мировую и приобрести квартиру в доме, который будет заселяться в конце 2009 года.
И чиновники, и правозащитники, к которым корреспондент "РГ" обращалась за комментариями, твердили, что подобный случай - первый в нашем городе. Но вот вопрос: последний ли?
- Все, что произошло с этой семьей, - результат безобразного Жилищного кодекса, - говорит уполномоченный по правам человека в Волгоградской области Михаил Таранцов, - согласно ему, жители домов, подлежащих сносу, не могут претендовать даже на аналогичный метраж, не говоря уже о других условиях предоставляемого в качестве компенсации жилья. К сожалению, чиновники нередко не защищают интересы простых граждан, вставая на сторону юридических лиц либо людей, имеющих серьезные финансовые ресурсы. По моему мнению, избирательно к исполнению судебных решений относится и служба судебных приставов.
Комментарий
Светлана Стаценко, начальник правового управления администрации Волгограда:
- В собственности у Котумановой находится только один дом-площадью 38,9 квадратных метра. Вторая постройка - трехэтажный кирпичный дом с подвалом, мансардой и пристройкой - отвечает всем признакам самовольной постройки: возведена на земельном участке, не предоставленном под строительство в установленном порядке, право собственности на земельный участок у Котумановой отсутствует, разрешение на строительство получено не было, отсутствует проектная и техническая документация. Учитывая все эти обстоятельства, суд признал постройку самовольной и принял решение о ее сносе за счет Надежды Котумановой. Никаких компенсаций в этом случае законодательством не предусмотрено.