Спрос на московскую недвижимость близок к нулю, цены замерли. А на рынке новостроек заявленная стоимость даже падает при переговорах с конкретным покупателем.
"Бюджетообразующая" для Москвы отрасль (треть доходов города формируется из налоговых отчислений строителей), впав в паралич, заразила смежников: риэлторов, ипотечных брокеров, маркетологов, пиарщиков.
В Красноярске, Барнауле и других крупных сибирских городах закрылось уже 30% агентств недвижимости. В Москве официально пока только две компании объявили о приостановке своей деятельности в связи с кризисом: "Агент 002", прославившаяся дезинформацией о продаже 7-этажной квартиры на Покровке, и "Докi". (Впрочем, совладельцем обеих является один и тот же предприниматель).
Большинство агентств недвижимости переходят в режим экономии: урезают рекламный бюджет на следующий год (по разным компаниям - от четверти до половины), готовятся закрыть периферийные офисы и сократить штатных менеджеров. Правда, деньги компаниям приносят в основном агенты, работающие по принципу "кому хочу - тому клиента и веду". Зарплат в подавляющем большинстве компаний им не полагается. При таких условиях "уволенный" агент тотчас "трудоустроится" у конкурентов. Качество услуги от этого только ухудшится.
- Агенты, получающие 35-40% комиссии (50-60 тысяч рублей от сделки), гипермотивированы на результат, - поясняет в своем докладе на прошедшем в Москве IX Форуме риэлторов Максим Каталов, директор АННТ "Открытая компания", - а в нынешней обстановке это провоцирует их на разные прегрешения. Текучка агентских кадров составляет около 30% ежегодно. Каждые три года состав обновляется на 70%. Круг задач менеджера сжимается до единственной: не растерять кадры. Поэтому при конфликте с клиентом менеджер априори встает на защиту агента. На фоне дефицита кадров увольнение давно перестало быть для агента мерой наказания. Можно говорить о кадровом кризисе в риэлторском бизнесе и о кризисе репутации. Новичков становится все меньше, качество приходящих людей снижается. Когда ко мне обращаются очередные друзья с просьбой помочь совершить сделку, мне все труднее выбрать для них агента, в котором я уверен.
Есть профессия, которая из-за кризиса на рынке недвижимости вообще может временно исчезнуть.
- Выступать на форумах, посвященных ипотеке, становится больно, - вздыхает председатель Национальной лиги сертифицированных ипотечных брокеров Владимир Лопатин. - Хотя в этом году мы отмечаем 10 лет ипотеки в России. Но у нас она родилась преждевременно, до сих пор отсутствуют предпосылки для массовой ипотеки. В мире это продукт избыточного предложения. Например, в США на одну семью приходится 2 квартиры. И там возникают всякие удобные для покупателей схемы - ипотека, различные виды рассрочки. А у нас 1,8 семьи на квартиру. И теперь мы - ипотечные брокеры - оказались в чрезвычайно тяжелом положении. Первый фактор. В нынешних сложных финансовых условиях ипотека будет интересна тем, кто докупает комнату. Это значит альтернативы, цепочки. С такими проблемами клиент обратится к риэлтору, а не к ипотечному брокеру. Второй фактор. По статистике банки чаще одобряют заявки клиентов "с улицы", а не от брокера и риэлтора. Но не потому, что брокеры плохо работают.
"Белый и пушистый" клиент и не пойдет к брокеру - ему сразу в банк. А к брокеру обращаются с проблемами - "серая" зарплата, недостаточный доход и т.п. Но ужесточение в связи с кризисом условий выдачи кредита коснулось именно проблемных клиентов. В итоге брокеры вообще остаются без работы.
Еще одной группе специалистов предстоит полностью изменить взгляд на профессию. Тем немногим, кто в ней останется.
- Не сегодня-завтра 80% пиарщиков будут уволены, - считает главный редактор журнала "Маркетинг менеджмент" Василий Богданов. - Хотя бы потому, что эти специалисты не влияют впрямую на продажи здесь и сейчас. И у нас наконец появится маркетинг. 10 лет сплошного роста привели к тому, что маркетинг оказался не нужен. За исключением рынков быстро оборачивающихся товаров массового спроса. А в остальных сегментах процветал подлизинг и откатинг. Большинство компаний, включая девелоперов и риэлторов, приостановили рекламные платежи. И правильно сделали. Вместо 100 щитов, которые стоят огромных денег при том, что на них никто не смотрит, появятся дешевые интернет-технологии и "партизанские" методы.
В кулуарах рядовые участники форума в целом были согласны с докладчиками. Но духом не падают.
- Я уже приняла решение, - поведала мне некто Наталья. - Если не наделаю ошибок - выживу. Я начинала агентом, прошла и Крым и рым. Потом стала менеджером, теперь - замдиректора небольшого агентства. На пару с коллегой увольняемся, создаем свое агентство, где мы и начальники, и секретарши, и бухгалтерия, и агенты. Никаких лишних трат, роскошных офисов и бездельников на шее. Есть старая клиентура, нужные связи, опыт. Кризис не кризис - все равно люди женятся, разводятся, плодятся. Значит, меняют жилье. Прорвемся.
За год жилье может подешеветь на 20%
Подробные и аргументированные прогнозы цен на недвижимость эксперты с охотой дают только на растущем рынке. Горячо дискутируя о том, каких высот достигнет подорожание: 40% за год или, скажем, 100%. Но сегодня, когда продажи замерли, цена предложения стоит, а по отдельным сегментам даже слегка снижается, прогнозисты теряют уверенность. Так, профессор РЭА им. Плеханова аналитик Геннадий Стерник осторожно обещает к 2010 году восстановление положительной динамики. Но после 20-процентного снижения до середины следующего года. Руководитель проекта "Индикаторы рынка недвижимости" Олег Репченко предвидит снижение цен до конца 2008 года на 5-10%, а в следующем году - до 20-25% от нынешних показателей. Однако многие уже сейчас отмечают, что на стадии переговоров и сегодня можно сторговать до 30% стоимости. По сведениям компании Blackwood, это особенно характерно в сегменте элитной недвижимости. Однако массового падения цен даже на самые роскошные квартиры ждать не стоит.