Структуры двух российских олигархов скоро приступят к реализации крупных имиджевых стройпроектов. Роману Абрамовичу власти Петербурга доверили масштабную реконструкцию острова Новая Голландия. Москва, в свою очередь, отдала Олегу Дерипаске контракт на расселение венесуэльских трущоб. При этом глава "Базового элемента" сможет сразу заработать на выполнении подрядных работ, а вот Абрамовичу придется раскошелиться, рассчитывая на возврат инвестиций в далекой перспективе.
Новая Голландия Абрамовича
Идея проведения масштабной реконструкции комплекса исторических зданий на единственном рукотворном острове в дельте Невы (остров возник в 1719 между Невой и рекой Мойкой, когда для нужд судостроителей были прорыты два канала: Крюков и Адмиралтейский) родилась в 2004 году. Планы Смольного по приданию Новой Голландии современного вида выглядели логично, ведь сейчас остров представляет собой участок площадью в 7,8 гектара в центре Петербурга с заброшенными или полуразрушенными зданиями.
Основной архитектурный комплекс острова был возведен еще в 1765-1780 годах. Территория в разное время использовалась под склады, морскую тюрьму и здания для воинских частей, капитальный ремонт которых никогда не проводился. В условиях современного дефицита земли под застройку в Петербурге не использовать такую территорию было бы просто неразумно.
В 2004 году все военные объекты острова были переданы городу, после чего Смольный объявил, что ансамбль Новой Голландии будет выставлен на конкурс по подбору инвестора, который должен был предложить свой архитектурный проект и гарантировать вложение средств. Победителем конкурса в 2006 году стала компания СТ "Новая Голландия", контролируемая бизнесменом Шалвой Чигиринским. Концепцию реконструкции и использования помещений комплекса разработал известный британский архитектор Норман Фостер. К реализации проекта Чигиринский привлек компанию "Меркурий Девелопмент" Игоря Кесаева. Инвестиции в реконструкцию, по разным данным, оценивались в 320-800 миллионов долларов.
В июне 2007 года на торжественном вечере по случаю завершения Петербургского экономического форума чиновники и девелоперы запустили маятник, символизирующий отсчет времени до окончания реконструкции острова (2010 год). Однако из-за финансового кризиса маятник качнулся совсем в не том направлении. Чигиринский, некогда один из крупнейший девелоперов России, вынужден был выйти из всех своих проектов. В марте 2010 года инвесткотракт с СТ "Новая Голландия" был аннулирован, и Смольный объявил о проведении повторного конкурса. Одновременно был забракован и проект Нормана Фостера.
На этот раз власти Петербурга решили подстраховаться и привлечь к реконструкции меганадежного партнера. Выбор пал на Романа Абрамовича, которого, по данным СМИ, губернатор Валентина Матвиенко лично попросила участвовать в проекте. Абрамович, как истинный джентльмен, отказать даме не смог. В начале ноября компания "Новая Голландия Девелопмент", аффилированная с Millhouse Capital (управляет активами Абрамовича) подала заявку на конкурс. Вторым претендентом стала загадочная компания "Меридиан". О ней ничего не слышали даже члены конкурсной комиссии. Пресса связывала компанию либо с Игорем Кесаевым, либо с банком "Санкт-Петербург". Также строились предположения, что "Меридиан" - номинальный участник, который должен обеспечить законную процедуру проведения конкурса. Впрочем, в комитете по управлению городским имуществом заявили, что конкурс состоялся бы даже при наличие одного претендента.
Так или иначе, конкурс прогнозируемо выиграла компания Абрамовича. Его предложение оказалось более выгодным с финансовой точки зрения. "Новая Голландия Девелопмент" готова вложить в проект 12 миллиардов рублей, а таинственные владельцы "Меридиана" рассчитывали потратить около 10 миллиардов рублей. Члены конкурсной комиссии также посчитали заявку Абрамовича более комплексной.
Согласно обновленной институтом "Моспроект-2" концепции, в рамках реконструкции Новой Голландии новые и старые здания на территории острова, в том числе отреставрированные памятники, будут приспособлены под музейно-выставочные площади, рестораны, гостиницы, офисы и апартаменты. Строительство в центре острова запрещено (по проекту Фостера там должен был разместиться Дворец фестивалей). Также проект предполагает строительство подземного паркинга и воссоздание некоторых нереализованных исторических проектов.
Трущобы для Дерипаски
Другим строительным проектом с участием крупного бизнеса станет инициированная на уровне правительства России застройка столицы Венесуэлы. Помочь с расселением ветхого жилья в Каракасе президенту Венесуэлы Уго Чавесу еще в апреле 2010 года пообещал премьер-министр Владимир Путин.
Претворение в жизнь этих планов было поручено мэрии Москвы, которая выбрала для реализации проекта компании с богатым опытом проведения подрядных работ: "Главмострой" (входит в "Главстрой" Олега Дерипаски), "Интеко" Елены Батуриной, концерн "МонАрх" бывшего чиновника мэрии Сергея Амбарцумяна и "Зарубежстрой" владельца группы "Бородино" Тиграна Нерсисяна.
По информации газеты "Коммерсант", первопроходцем в рамках проекта выбрана компания Дерипаски. За два года ей предстоит на деньги венесуэльского правительства построить для жителей трущоб в Каракасе 300 тысяч квадратных метров современного жилья эконом-класса.
В общей сложности программа предполагает возведение московскими компаниями в Венесуэле 10 тысяч жилых домов (около 1,5 миллиона "квадратов"), а также создание совместных предприятий по производству стройматериалов. Можно предположить, что именно "Главстрой" станет главным, а возможно, и единственным участником проекта. Причин для этого несколько. Во-первых, учитывая смену столичного мэра, участие в программе "Интеко" оказалось под вопросом, хотя в холдинге и утверждают, что компания готова работать в Венесуэле. Во-вторых, у "Главстроя" наибольший по сравнению с другими участниками (кроме "Интеко") опыт работы в сфере производства строительных материалов.
Работа на имидж и не только
И венесульский, и петербургский проекты объединяет то, что они инициированы властями и, по сути, являются имиджевыми. В первом случае речь идет об имидже России, а во втором - об имидже Романа Абрамовича и Валентины Матвиенко. При этом с экономической точки зрения проекты - абсолютные антиподы. Для "Главстроя" расселение трущоб - отличная возможность заработать в не самое простое для строительного рынка время. Структуры Абрамовича, наоборот, займутся чуть ли не благотворительностью. Они должны серьезно вложиться в превращение Новой Голландии в общественно-деловой центр, а ждать отдачи придется очень долго. Ведь даже до кризиса окупить затраты на строительство коммерческой недвижимости девелоперы могли в лучшем случае за 5-7 лет. Про музейные площади и говорить не приходится.
В общем, получается прямо по словам Юрия Деточкина из фильма "Берегись автомобиля!": "Случилась со мной беда - ты мне помог. Случись с тобой беда - я тебе помогу. А вместе - делаем общее дело: ты по-своему, а я по-своему".
Сергей Николаев