Эпопея с общественными слушаниями по Генплану Москвы на срок до 2025 года, судя по всему, завершилась. Москомархитектура отрапортовала: слушания признаны состоявшимися, большая часть участников – а именно 75 процентов - одобрили проект нового градостроительного документа. Другой вопрос, что их общее число не дотянуло даже до количества жителей отдельно взятого административного округа.
Москомархитектура выполнила свое давнее обещание и опубликовала на сайте Заключение по общественным слушаниям по проекту Актуализированного Генерального плана Москвы до 2025 года, которые прошли с 23 июля по 7 августа во всех округах столицы (136 экспозиций). По данным ведомства, от москвичей поступило более 24 тысяч замечаний и предложений – в основном по поводу сноса "некомфортного жилья", капитального ремонта зданий и сооружений, благоустройства территорий, организации дорожного движения и работы наземного городского пассажирского транспорта и так далее. Все это, как указано в отчете, никакого отношения к проекту Генплана не имеет, но замечания все равно будут направлены в соответствующие службы и департаменты "для проработки вопроса".
А в целом, утверждают в Москоархитектуре, москвичи, принявшие участие в слушаниях, новым градостроительным документом остались довольны - более 75 процентов высказались в его поддержку.
Звучат эти оптимистичные выводы довольно странно, учитывая то, как проходили эти самые слушания. Например, жители были недовольны тем, что слушания решили проводить летом, да еще и в августе – в самый разгар отпусков, когда значительного числа москвичей не было в городе. Кроме того, выяснилось, что разобраться в предоставленных графических схемах по проекту многим гражданам оказалось не под силу, в особенности пенсионерам. Впрочем, об этом эксперты предупреждали еще до начала экспозиции материалов. В частности, член президиума экспертно-консультационного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко говорил о том, что публичное обсуждение градостроительного документа - скорее, формальная процедура. "Население, возможно, не получит конкретных ответов на свои вопросы, так как там будут только карты, на которых предусмотрено лишь функциональное использование территорий", - приводит его слова агентство РИА Новости.
И тут, кстати, москвичей поддержал мэр Юрий Лужков, поручивший министрам более наглядно и доступно информировать по поводу Генплана население, которое может быть незнакомо "с особенностями вашего архитектурно-планировочного дизайна".
Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин парировал: "У всех сейчас есть компьютеры... Поэтому все, кто приходили с флешками, смогли перекинуть себе информацию по плану развития своего района и посмотреть предлагаемые варианты, чтобы в дальнейшем на последующих слушаниях еще раз задать интересующие вопросы".
Кстати, в ответах на вопросы москвичей, приложенных к заключению Москомархитектуры по Генплану, обнаружилась еще более незатейливая формулировка. По поводу замечания одного из жителей Зеленограда: "Нет пояснений к картам", - чиновники сообщили следующее: "Не принято. Состав, форма и масштаб представленных на публичные слушания материалов соответствует требованиям, установленным федеральным и региональным законодательством". Коротко и ясно.
В интервью "Времени новостей" Кузьмин сообщил, что "популяризация" Генплана была бы враньем: "Когда человек изучает документы на квартиру, ему в голову не приходит мысль сменить сложный документ на другую, более понятную, но юридически ничтожную бумагу... Тот, кто хотел понять, все понял".
Понятливые нашлись и разобрались, и некоторым не понравилось. Например, жители Гагаринского района пришли на слушания с плакатами "Слуги народа, прекратите беспредел!" и "Нет строительному терроризму", протестуя против точечной застройки. Претензии к точечной застройке предъявили также жители других центральных районов города.
Позднее, в интервью "Российской газете", Кузьмин рассказал, что речь шла о тех объектах, которые ранее - в процессе искоренения в центре Москвы точечной застройки - не были признаны точечными и, соответственно, не были прикрыты. Но по итогам слушаний удалось выявить несколько "недорезанных" точек – власти будут решать, что с ними делать.
Громкие обсуждения вызвало также ноу-хау от разработчиков Генплана: разделение города на зоны развития и зоны стабилизации. В районах, попавших в зоны развития, будет вестись реконструкция и снос, а также новое строительство. В зонах стабилизации будет проводиться только капитальный ремонт и благоустройство территории. На слушаниях жители районов со старой, ветхой застройкой просили отнести их к разряду развивающихся, москвичи, живущие в сложившихся районах, выступали за то, чтобы их отнесли ко второй категории. Но, по мнению главного архитектора, территорий, которые можно назвать относительно стабильными, в Москве не более 20 процентов. К ним разработчики предложили отнести спальные районы, построенные в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века (Строгино, Орехово-Борисово, Ясенево, Чертаново), а также центральные районы сложившейся застройки (Гагаринский, Дорогомилово, Фрунзенский), в которых, по словам Кузьмина, "жить уже хорошо".
"Возмущение порой вызывает и новый садик - у тех, у кого дети выросли; и физкультурно-оздоровительный комплекс - у людей, не интересующихся спортом; и гараж, если он уже есть, а машины нет и не предвидится", - объяснил он претензии москвичей.
На слушаниях по Генплану в ЦАО споры возникали также из-за домов, относящихся к эпохе советского конструктивизма и построенных в 20-30 годы. По словам префекта центрального округа Алексея Александрова, которые приводит агентство РИА Новости, в этих домах нет лифтов, не везде есть горячая вода, площадь кухонь составляет четыре квадратных метра, "а стены между комнатами сделаны из камыша". Одни жители требовали снести эти дома, другие (кому удалось сделать в квартирах качественный ремонт) выступали против сноса. В результате постановили, что судьба каждого дома будет решаться в индивидуальном порядке по согласованию с жильцами. Тем более что городу невыгодно затевать снос таких домов целыми кварталами, если большинство жителей все устраивает.
Еще одна горячая тема, обсуждавшаяся на общественных слушаниях – транспортная инфраструктура. К 2013 году планируется открытие восьмиполосного Четвертого транспортного кольца. Помимо него запланировано строительство двух хордовых магистралей (рокад), создающих сквозной проезд через город: одна севернее, другая южнее Третьего кольца. По данным "Российской газеты", жители района Братеево выступили за то, чтобы Южная рокада проходила не поверху, а в туннеле, чтобы не отрезать район от Москвы-реки. Участок четвертого транспортного кольца в районе Ломоносовского проспекта тоже может "уйти под землю" по просьбам горожан. Изначально задумывалось, что этот участок будет двухъярусным.
В октябре на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс" Александр Кузьмин сообщил, что многие предложения москвичей будут поддержаны. По просьбе жителей Печатников, Братеево и Нагатинского затона, ЧТК будет проведено под землей. В 30 районах, также по желанию населения, определили земельные участки, где будут размещены недостающие поликлиники. Неожиданностью для властей оказался дефицит велосипедных дорожек – для их организации будет разработана специальная программа. Кроме того, правительство решило не строить два мусоросжигательных завода в Ясеневе и Тушине.
И теперь почти все довольны. Почти все – это 75 процентов участников слушаний, а их, по данным агентства РИА Новости, насчиталось целых 160 тысяч человек. Для сравнения: в Москве, по результатам последней переписи населения, проживает почти 10,5 миллиона граждан. А, например, в Центральном административном округе столицы – около 700 тысяч.
Опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал, что с проектом Генплана в той или иной степени ознакомились только 17 процентов жителей столицы, и только 1 процент из них участвовал в его обсуждении. А 42 процента и вовсе не слышали о его существовании.
Конечно, к 10 миллионам москвичей, которые не пришли обсудить Генплан, вопрос отдельный. Неясно только, как можно при такой посещаемости считать слушания состоявшимися. Впрочем, жителям столицы впервые позволили участвовать в обсуждении главного градостроительного документа. Возможно, со временем все привыкнут и станут, по словам Александра Кузьмина, "ходить на слушания, как на выборы – с пивом и булочками".
Мария Мягкова