Бесплатные объявления: недвижимость

Ветхое или аварийное жилье: приватизированное или неприватизированное - есть разница при выселении?

Казалось бы, приватизация жилья наделяет вас правами собственника - вы становитесь счастливым обладателем, владельцем недвижимости. А что если это жилье ветхое или признано аварийным, и подлежит сносу? На какое жилье в случае выселения вы можете рассчитывать? Сколько стоит квартира в аварийном доме по рыночной стоимости? А государство имеет право выкупа, а не предоставление другого равноценного жилья. В любом случае без жилья вас не оставят, но вот что дадут взамен - вот тут вопрос.

В данном случае следует обратить внимание на 2 статьи Жилищного кодекса РФ:

Жилищный кодекс РФ

Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

1. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

2. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

3. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

6. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

7. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

9. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.

10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.

Комментарий к статье

1. Изъятие земельных участков, на которых расположены жилые дома как индивидуальные, так и многоквартирные, для государственных или муниципальных нужд должно являться совершенно исключительным случаем, допускаемым при особых вынужденных обстоятельствах, когда без использования данного земельного участка невозможно решить какие-либо признанные открыто публичные задачи: строительство транспортных путей, магистральных трубопроводов, линий электропередачи и т.д. По мере подъема экономики происходит развитие хозяйственно-производственной инфраструктуры, поэтому случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд неизбежны, они могут иметь место в практике, несмотря на ущемление частных интересов собственников земельных участков и жилых помещений. Совершенно обоснованно в ЖК уделено так много внимания гарантиям и правам собственников жилых помещений при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Во-первых, порядок подготовки и принятия компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии у собственника принадлежащего ему жилого помещения должен быть детально урегулирован федеральным законодательством.

Во-вторых, указанное решение должно быть зарегистрировано в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В-третьих, собственник подлежащего изъятию жилого помещения должен быть надлежащим образом уведомлен о принятом решении и о дате его государственной регистрации.

В-четвертых, выкуп изымаемого жилого помещения производится не ранее чем по истечении одного года после уведомления собственника, а точнее - дня получения собственником уведомления.

Нормы, содержащиеся в коммент. ст., ориентированы прежде всего на обеспечение прав собственника изымаемого жилого помещения, учет его интересов. В частности, выкуп может быть произведен и ранее указанного срока - одного года, - но только с согласия собственника. А собственнику может оказаться более выгодным осуществить сделку раньше, с учетом той конкретной ситуации, в которой он находится.

2. “Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа”, - сказано в п.1 ст.32 Кодекса. Правовой формой выкупа, пусть даже и принудительного, является договор, соглашение по терминологии Кодекса, но соглашение - это и есть двухсторонняя или многосторонняя сделка, т.е. договор. Решение о принудительном изъятии жилого помещения является основанием для заключения договора о выкупе жилого помещения. Одной стороной договора - продавцом - является собственник изымаемого жилого помещения, но если жилое помещение принадлежит государству или муниципальному образованию, то необходимость в заключении договора отсутствует, так как все вопросы, связанные с отводом земельного участка для других целей и определением судьбы жилых помещений, решаются в рамках административных правоотношений между соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.

Второй стороной договора о выкупе жилого помещения является (в зависимости от того, в чьих интересах изымается земельный участок, на котором расположен жилой дом) РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Именно государство, государственное и муниципальное образование согласно ст.124 и 125 ГК РФ являются участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством, а государственные органы и органы местного самоуправления своими действиями приобретают и осуществляют права и обязанности от имени соответственно государства, государственного или муниципального образования. Обязательства по договору перед собственником жилого помещения возникают не у органа исполнительной власти, а у РФ, субъекта РФ или, соответственно, муниципального образования.

Соглашение (договор) о выкупе жилого помещения является разновидностью договора купли-продажи, так как он направлен на передачу жилого помещения одним лицом в собственность другого лица. Но содержание соглашения о выкупе жилого помещения выходит за рамки обычного общегражданского договора купли-продажи. Стороны должны согласовать не только договорную цену, но и другие условия, подлежащие согласованию в связи с изъятием жилого помещения: срок освобождения жилого помещения собственником, порядок передачи жилого помещения, порядок и сроки выплаты выкупной цены. Государство, государственные и муниципальные образования в лице соответствующих органов могут принять на себя дополнительные обязательства по отношению к собственнику, например, по оказанию ему содействия в приобретении другого жилого помещения, помощи по переезду и др.

Представляется, что в целях урегулирования столь сложных вопросов было бы целесообразным разработать примерный договор о принудительном выкупе жилого помещения с утверждением его постановлением Правительства РФ.

3. Узловым вопросом изъятия жилого помещения является размер денежной компенсации, полагающейся собственнику за изымаемое жилое помещение. Денежная компенсация или, как ее называет законодатель, “выкупная цена жилого помещения” призвана обеспечить восстановление имущественного положения собственника изымаемого жилого помещения в полном объеме. Являясь особой экономико-правовой категорией, выкупная цена имеет определенную структуру, установленную законом.

Согласно п.7 коммент. ст. выкупная цена состоит из рыночной стоимости жилого помещения и убытков, причиненных собственнику изъятием принадлежащего ему жилого помещения.

Как прямо указано в п.6 коммент. ст., выкупная цена жилого помещения, как и другие условия выкупа, определяется соглашением между собственником и органом, принявшим решение об изъятии жилого помещения. При достижении соглашения стороны должны ориентироваться на рыночную цену изымаемого жилого помещения. Учетно-техническая цена жилого помещения, которая фиксируется в системе учета органами технической инвентаризации объектов недвижимости и служит базой для расчета суммы налога на имущество граждан и налога на имущество юридических лиц, должна рассматриваться как минимальный уровень цены жилого помещения, ниже которого цена изымаемого жилого помещения устанавливаться в договоре о выкупе не может.

Если стороны не могут прийти к консенсусу в вопросе о рыночной стоимости жилого помещения, целесообразно обратиться к независимому эксперту - профессиональному оценщику, который в своей деятельности руководствуется требованиями ФЗ от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Согласно ч.2 ст.3 названного Закона “под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства” (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст.3813 (с послед. измен. и дополн.).

То обстоятельство, что жилое помещение продается собственником вынужденно в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, не должно влиять на определение рыночной стоимости жилого помещения. Цена жилого помещения, которую назовет профессиональный оценщик, послужит основой для определения окончательной цены в договоре о выкупе.

Если в период с момента получения уведомления о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе собственник произведет какие-либо улучшения жилого помещения, которые значительно увеличат его стоимость, затраты собственника не подлежат включению в выкупную цену жилого помещения. Это правило, вполне согласующееся с принципами справедливости и гармоничного сочетания публичных и частных интересов, должно побудить собственника жилого помещения к выявлению рыночной стоимости изымаемого жилого помещения сразу же по получении уведомления об изъятии жилого помещения. Это позволит собственнику жилого помещения учесть колебания цен на рынке жилья; он должен понять, что его вложения не могут увеличить стоимость жилого помещения, что в данном случае цена его жилого помещения полностью зависит от конъюнктуры на рынке жилья.

При определении рыночной цены изымаемого жилого помещения следует принять во внимание и стоимость того помещения, которое собственник намеревается приобрести взамен изымаемого у него жилого помещения. Если “старое” и “новое” помещения имеют приблизительно равные характеристики (метраж, этажность, наличие инфраструктуры и т.д.), то изымаемое жилое помещение должно оцениваться в целом не ниже стоимости жилого помещения, приобретаемого собственником.

В качестве общего базового показателя оценки стоимости жилья на рынке жилья служит цена одного квадратного метра общей площади жилого помещения.

4. Помимо стоимости жилого помещения в выкупную цену включены убытки, возникающие у собственника вследствие изъятия принадлежащего ему жилого помещения. Закон четко и недвусмысленно устанавливает, что подлежат возмещению “также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием”. Но для того чтобы не было сомнений и споров относительно состава убытков, в п.7 коммент. ст. называются виды убытков, которые могут возникнуть у собственника изымаемого жилого помещения: расходы по поиску другого жилого помещения, переезду в него, оформлению прав на другое жилое помещение и т.д. Подлежат возмещению также убытки, которые понесет собственник по причине вынужденного досрочного прекращения обязательств перед третьими лицами (нанимателями, арендаторами); при этом в полном соответствии с легальным определением убытков, закрепленным в ст.15 ГК РФ, должны быть возмещены убытки не только в виде реального ущерба, но и в виде упущенной выгоды, например, суммы платы за сданное внаем жилое помещение, которую собственник не получил из-за досрочного расторжения договора найма жилого помещения, подлежащего изъятию.

Это основные виды убытков, которые включаются в выкупную цену; в конкретных случаях у собственника могут возникнуть иные убытки. Если иные убытки (расходы) собственника были объективно необходимы и они причинно обусловлены принудительным изъятием жилого помещения, такие убытки также должны быть включены в выкупную цену изымаемого жилого помещения.

5. Размер и состав выкупной цены должны быть определены и в тех случаях, когда с согласия собственника ему взамен изымаемого предоставляется другое жилое помещение. Стоимость предоставляемого жилого помещения должна засчитываться при определении выкупной цены. Это означает, что из согласованной сторонами выкупной цены вычитается также согласованная сторонами стоимость предоставляемого взамен жилого помещения. Собственнику выплачивается лишь разница между выкупной ценой изымаемого жилого помещения и стоимостью предоставляемого жилого помещения.

По смыслу п.8 коммент. ст. предоставляемое взамен жилое помещение передается собственнику изымаемого жилого помещения в собственность.

Закон не предусматривает возможности обеспечения собственника и, разумеется, совместно проживающих с ним членов его семьи другим жилым помещением из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Такой вариант, абстрактно говоря, не исключается; к возникшим в этом случае отношениям могут быть применены по аналогии положения пп.1-9 коммент. ст.

6. Если соглашение о размере выкупной цены и других условиях выкупа не будет достигнуто, то вопросы, связанные с выкупом, будут решаться в судебном порядке. В п.9 коммент. ст. предусмотрена возможность обращения в суд органа, принявшего решение о принудительном изъятии жилого помещения. Такое обращение названо здесь иском о выкупе жилого помещения. Более корректно формулировать предмет этого иска как требование об обязании собственника жилого помещения заключить соглашение о выкупе принадлежащего ответчику помещения на условиях, предлагаемых органом - истцом. Срок исковой давности по таким искам сокращенный - два года с момента направления собственнику жилого помещения уведомления о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения.

Инициатором возбуждения дела в суде может быть и собственник жилого помещения. Он вправе оспорить решение соответствующего органа об изъятии жилого помещения и требовать по суду признания этого решения незаконным. Если собственником жилого помещения, подлежащего изъятию, является гражданин, иск подается в суд общей юрисдикции по правилам ст.254-258 ГПК РФ; если же собственником является юридическое лицо, иск подается в арбитражный суд по правилам ст.197-201 АПК РФ.

Собственник изымаемого жилого помещения также вправе защищать в суде свои законные права и интересы в случаях, когда на него оказывается давление, создаются условия, невозможные для нормального пользования жилым помещением, например, когда, не дожидаясь освобождения собственником жилого помещения, прекращают обеспечение жилого дома электрической энергией, водой, теплом, газом, перекрывают подъезды к жилому дому и т.п. Ущерб, причиненный собственнику жилого помещения такими незаконными действиями, подлежит возмещению.

7. Многоквартирный жилой дом, признанный находящимся в аварийном состоянии, подлежит сносу. Орган, принявший решение о сносе многоквартирного дома, находящегося в аварийном состоянии, обязан уведомить собственников помещений в этом доме о принятом решении и о предоставленном им сроке для сноса дома. Если собственники помещений в аварийном доме осуществят его снос в течение предоставленного им срока, земельный участок остается в их общей долевой собственности, и они вправе возвести на участке новый многоквартирный дом либо распорядиться земельным участком иным путем, например, произвести его отчуждение.

Если же в предоставленный им срок собственники помещений в аварийном многоквартирном доме не произвели его снос, застроенный земельный участок изымается для муниципальных нужд. Изъятие земельного участка в связи с необходимостью сноса многоквартирного дома, находящегося в аварийном состоянии, является основанием для изъятия у сособственников принадлежащих им жилых помещений, за исключением тех помещений, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию.

Поскольку земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся в аварийном состоянии, изымается для муниципальных нужд, постольку принудительное изъятие у собственников их жилых помещений осуществляется путем их выкупа по правилам, предусмотренным пп.1-3, 5-9 коммент. ст.

Ввиду того что собственники жилых помещений в аварийном многоквартирном доме уже получили уведомление соответствующего органа о принятом решении о признании этого дома аварийным и подлежащим сносу в течение определенного срока, вторичное их уведомление о принудительном изъятии жилого помещения не требуется. Выкуп жилого помещения должен быть осуществлен по истечении срока, предоставленного собственникам для сноса аварийного дома.

 

Статья 89. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением

1. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

2. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

3. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.

Комментарий к статье

Положения части 1 статьи 89 распространяются на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и возникшие с 1 января 2009 года (часть 5 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ).

1. Согласно п.1 коммент. ст. гражданам другое жилое помещение по договору социального найма предоставляется наймодателем в случае:

а) если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое гражданином и членами его семьи по договору социального найма, подлежит сносу;

б) если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое гражданином и членами его семьи по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение, либо жилое помещение признано непригодным для проживания;

в) если в результате капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение, занимаемое гражданином и членами его семьи по договору социального найма, не может быть сохранено, уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилом помещении, либо увеличится, в результате чего занимаемое жилое помещение существенно превысит норму предоставления.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по названным основаниям другое жилое помещение по договору социального найма в обязательном порядке должно:

а) быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта;

б) быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению;

в) находиться в черте данного населенного пункта (города, поселка и т. п.);

г) отвечать установленным требованиям (данный вопрос находится в компетенции федеральных органов государственной власти - п.2 ст.12 коммент. закона).

2. Благоустроенность определяется наличием коммунальных удобств, а санитарно-технические требования определяют условия, при которых возможно проживание без причинения вреда здоровью. Санитарные и технические требования к жилым помещениям приведены, в частности, в ныне действующем Положении по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденном приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 N 529 (Бюллетень Министерства юстиции РСФСР, 1986, N 11-12).

Не нашло непосредственного отражения в данной норме существовавшее ранее правило, согласно которому при предоставлении нанимателям жилых помещений по аналогичным основаниям не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов, учитывалось состояние здоровья граждан, а также другие заслуживающие внимания обстоятельства (ст.96 ЖК РСФСР).

Отсутствует и применявшаяся ранее норма, согласно которой нанимателю или членам его семьи, имеющим право на дополнительную жилую площадь и фактически пользовавшимися ею, другое жилое помещение для постоянного проживания в связи с выселением предоставлялось с учетом нормы дополнительной площади (т.е. дополнительно десять квадратных метров на человека или отдельной комнаты).

Представляется, что при предоставлении гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст.86-88 коммент. закона, другого жилого помещения все-таки должны быть учтены положения ст.58 коммент. закона, устанавливающей условия предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

Однозначно решен вопрос о площади предоставляемого по договору социального найма в связи с выселением другого жилого помещения - оно должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому. Применительно к сложившейся практике предоставления гражданам жилья по причинам его аварийности и другим основаниям непригодности для проживания, данная норма является новой, поскольку прежняя норма предоставления рассчитывалась в квадратных метрах жилой площади на человека, и при аналогичных обстоятельствах наниматель мог рассчитывать на переселение в жилое помещение с учетом нормы в двенадцать квадратных метров жилой площади на одного человека. Следует отметить, что данная норма площади (12 кв.м. на человека) была предельным размером предоставления и колебалась (как правило, в сторону уменьшения) с учетом достигнутого уровня жилищной обеспеченности в субъектах РФ.

3. Согласно п.2 коммент. ст., если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали отдельную квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель вправе требовать предоставления соответственно отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Для понимания смысла и значения установленного п.2 ст.89 коммент. закона правила следует сравнить его с аналогичной нормой в Жилищном кодексе РСФСР, а именно п.2 ст.96, согласно которой если наниматель занимал отдельную квартиру или более одной комнаты, ему соответственно должна быть предоставлена отдельная квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат. Определением Конституционного Суда РФ от 18.12.2003 N 469-О (Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2004. N 5(96)) дана оценка, как предоставляющим определенные гарантии выселяемым нанимателям жилой площади, пользующимся ею по договору социального найма, и по своему содержанию направленным на защиту интересов граждан.

Согласно же вновь установленному правилу, наниматель имеет право потребовать предоставления ему отдельной квартиры или две и более комнаты, если до выселения его семья занимала такое жилье, но императивно установленная обязанность для наймодателя решить данный вопрос положительно при этом отсутствует. Очевидно, что при предоставлении нового жилья нанимателю в результате выселения по установленным данной статьей основаниям главным критерием станет равнозначность этого жилого помещения по общей площади ранее занимаемому.

4. Пунктом 3 коммент. ст. за наймодателем закреплено право произвести выселение нанимателя и членов его семьи из занимаемого помещения в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных ст.86-88 коммент. закона. Таким образом, окончательно ушла в прошлое норма об административном (с санкции прокурора) порядке выселения граждан, например из домов, грозящих обвалом (ст.90 ЖК РСФСР).

В целях разъяснения порядка применения данного пункта следует отметить, что государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, находится в компетенции специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.20 коммент. закона).

Поскольку именно государственные органы исполнительной власти осуществляют контроль за состоянием жилых домов, решение о признании дома аварийным, непригодным для проживания по другим основаниям, а также о его сносе представляет собой необходимый элемент юридического состава, порождающего субъективное право нанимателя требовать предоставления ему другого благоустроенного жилого помещения.

Следовательно, при отсутствии указанного распорядительного акта вопрос о предоставлении нанимателю другого жилья не может быть рассмотрен в порядке искового судопроизводства.

Конкретный порядок признания объектов жилищного фонда непригодными для проживания по причине его ветхости, аварийности и наличия вредного воздействия факторов среды обитания на уровне Российской Федерации установлен постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 552 "Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания” (РГ. 2003. 16 сентября).

Решение о признании жилого дома или помещения непригодными для проживания может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.